понедельник, 12 октября 2015 г.

Транспорт Стамбула


Общественный транспорт в Стамбуле развит очень хорошо, если не сказать больше - мне показалось, что его переизбыток. Поезда, трамваи, автобусы, теплоходы ходят регулярно и часто. Все они очень комфортные и удобные. Транспортные пути пересекаются, часто, причем часто еще и дублируются.
Каждая цветная линия - отдельный поток транспорта. При пересадке с одного потока на другой нужно оплачивать снова.


Самый удобный способ оплаты (он же самый выгодный) - IstanbulKart.

Если вы поедете в метро по жетону - одна поездка обойдется в 4 лиры (на октябрь 2015 года 1 лира = 22 руб), по карте IstanbulKart первая поездка обойдется в 2,15 лиры, вторая уже дешевле, третья еще дешевле (до 5 пересадок) - цифры всегда разные на вторую и третью пересадки показывало, от чего это зависит я не поняла (но это при условии, что пересадки были совершены в течение 120 минут после первой поездки).
Зато на остановке сфотографировала прайс на поездки по жетону и карте:
Цены на октябрь 2015 года


Первая поездка 2.6 лир,  вторая 1.85 лир (информация на октябрь 2018 г)

Есть студенческие карты, по ним проезд еще дешевле (первая поездка 1,1 лиры), но они именные с фотографиями, их явно в ВУЗе выдают, т.е. наши студенты, даже имея студенческий билет, себе такую карту купить тут не смогут.

По одной карте можно ездить вдвоем, тогда льготы на вторую, третью, четвертую и пятую пересадку будут только у одного, для второго все поездки будут по 2,15 лиры. Все равно это выгодно. Карта принимается на всех видах общественного транспорта, включая метро, трамваи, автобусы, теплоходы через Босфор и Золотой Рог, фуникулер и тоннель (не считая такси, разумеется).

Карту можно купить по приезду прямо в аэропорту перед входом в метро (аппарат по продаже карт на стене у самых проходных турникетов).
В аэропорту перед турникетами метро разные аппараты - продают карты, докладывают на них деньги, продают жетоны.

Внимательно читайте на аппаратах для чего они предназначены.

Слева - аппарат по продаже карт. Сразу написано, что при покупке карты (10 лир), 4 будет положено на счет.

Тут же разъяснения по стоимости

Если нет нужных купюр для автомата по продаже карт, можно обратиться к службе охраны метро (они тут же в будке), в первую нашу поездку они разменяли нам купюры. Но это было один раз. В магазинчиках рядом не меняют. Поэтому лучше при с'еме лир в банкомате заказать не круглую сумму (большими купюрами), а такую, чтобы можно было положить на карту.
На каждой остановке всех видов транспорта есть автоматы, где можно на карту доложить деньги, но принимаются только купюры в 5, 10, 20 и больше лир.

Аппарат, где можно добавить деньги на карту

Карта прикладывается к считывающему окну, дальше читаем на мониторе инструкцию

На станциях метро иногда бывают кассы по продаже жетонов, там вам зачислят на карту любую сумму денег (монеты можно им дать в отличие от аппарата). Но на некоторых станциях деньги на карту не кладут, а только продают жетоны (цена 4 лиры за поездку). Сама карточка стоит 6 лир (или 7 лир вместе с корочкой), теоретически ее можно сдать обратно, но где я не нашла. При покупке аппарат запросил 10 лир, выдал карту, на которой было 4 лиры для поездок. Мы сразу доложили еще, чтобы не заморачиваться.

При каждом прохождении через турникет по карте, на мониторе высвечивается цена поездки (сколько лир списано) и остаток на карте. При удачной оплате монитор светится зеленым, если на карте денег не хватает - монитор светится красным.
Но есть одно условие - все линии транспорта обозначенные разными цветами оплачиваются как отдельная пересадка (Если в Московском метро можно с одной ветки на другую перейти, не оплачивая снова, то здесь так не получится).

Метро и скоростной трамвай. Очень похожи. Цена одна, вагоны однотипные. Marmaray - это то же метро, только проложенное под Босфором между Европейской и Азиатской стороной Стамбула. Внутри поезда довольно комфортно (не холодно).
Остановки крытые, есть сиденья, вход на все остановки через турникет. Выход тоже через турникет, но при выходе карту прикладывать уже не нужно (цена не зависит от количества остановок на одной линии - хоть одну проедешь, хоть 1 час будешь в пути).
Метро удивительно пустое, как в Казани. Как оно окупается? Заполненный поезд видела пару раз вечером в час пик.

В вагоне метро

На станции метро

На станции метро

На станции метро

На станции метро

На станции метро

На станции метро

Людей нет...

Станции метро не красивые

Указателей много, все на турецком, но легко читаемо и интуитивно понятно


Людей мало


Людей очень мало

На станции метро. Даже жутко от отсутствия людей

Везде указатели на турецком. Он на латинице, легко читается, транскрипция простая


Везде помимо эскалаторов есть обычные лестницы. Многие по ним бегают как вниз, так и вверх. 

В трамвае.

Остановка скоростного трамвая

Остановка скоростного трамвая

Трамвайные линии огорожены от остального транспорта, поэтому им пробки не грозят

У каждого подземного перехода, где есть спуск к транспорту стоит знак, к какому транспорту можно попасть

У метро фирменный знак - белая буква "М" на сине - красном круге 
Мармарей - это линия метро, которая соединяет Азиатскую и Европейскую стороны города.

 Оформление  станции.




На одной из станций стенды - история строительства дороги под Босфором.

Ценник на проезд


Маршрут следования внутри вагона.

Метробас. Это отдельный маршрут автобуса, причем самый длинный в городе. Цена на него немного другая, чем на весь остальной транспорт - она не фиксированная. При входе у вас с карточки спишет максимальную стоимость за маршрут. При выходе карточку нужно приложить к специальному аппарату по возврату средств и на карточку вернут деньги, которые не потрачены (если вы проехали меньший путь).
Аппарат по возврату денег на карту на линии метробаса

Аппараты по возврату денег на карту на линии метробаса
Кстати, он идет по отдельно выделенному пути, поэтому в пробках не стоит.
Остановка метробаса
 Путь метробаса выделен желтой полосой и небольшим ограждением. На него остальной транспорт не заезжает, а значит метробас едет без пробок.



Так выглядят указатели остановок.

Ценник на проезд в зависимости от количества остановок, которые вам нужно проехать


Трамвай исторический. Ходит по пешеходной улице Истикляль.
Медленный экзотический трамвайчик идет от одного конца улицы до другого - площади Таксим. Цена такая же, как и на любом другом общественном транспорте. Длина улицы ок.3 км.

Мне понравились решетки на дверях)))

Автобусы и такси. Нам не довелось поездить на автобусах и такси. Если честно, мы и не пытались, потому что стоять в пробках Стамбула, когда есть масса подземного, водного и наземного (ограниченного от пробок транспорта) никакого желания нет. Транспорта много, Можно легко добраться из любой точки в любую "беспробочным" транспортом.
Цена на автобусы, такая же, как и на весь общественный транспорт.

Такси все желтого цвета

Автобусы разноцветные. Номер маршрута и направление высвечиваются на панели над лобовым стеклом.

Кстати, в центре города машинам парковаться нельзя вообще. Поэтому, Стамбул пока первый город, где на тротуарах не стоят машины. Тротуары отличные, широкие, часто вымощенные. В старой части города и дороги мощеные.

Теплоходы. Водный транспорт есть во всех крупных городах, имеющих водные артерии, потому что он не повержен пробкам. Но таких комфортабельных теплоходов, которые курсируют в Стамбуле через Босфор и Золотой Рог я не видела ни где. Теплоходы все двухпалубные - верхняя палуба открытая, нижняя закрытая (на случай ветра, дождя и холода).
Внутри есть бар с горячим чаем и закусками, в некоторых теплоходах видела и кондиционеры и обогреватели (в Стамбуле летом очень жарко, выше 40*С, а зимой бывает и снег, так что на Босфоре очень холодно бывает).
Как ни странно летом на теплоходах людей показалось нам очень мало. Кажется, теплоходы работают себе в убыток. Ходят очень часто! А вот в феврале, как ни странно, теплоход был заполнен на 75-80%.

Причалы
Каракой-на З.роге со стороны Галаты
Эминеню- напротив Каракой на З.Роге
Кадикей- на Азиатской стороне у старого ж.д. вокзала
Эскюдар- на Азиатской стороне у девичьего острова
Бешикташ- самый северный на Европейской стороне выше дворца Далманбахче.
Кабаташ-в 500 м от Долманбахче

Остановка теплохода. Вход через турникет, как и на все виды транспорта.

 

Есть крытые остановки, в которые через турникет проходишь и после сидишь в этом зале до прихода теплохода.


Теплоходы есть с открытыми верхними палубами и с закрытыми. 
На верхней палубе

На верхней палубе

На верхней палубе

На нижней палубе

Буфет на теплоходе. Есть на каждом. Еще и по верхней палубе ходит буфетчик, чай предлагает всем.
Нижняя палуба большого теплохода



Есть телевизоры, чтобы новости посмотреть пока плывешь.

Есть бесплатные газеты, чтобы почитать новости

Вот такие обзорные окна, чтобы наслаждаться видами


Дима больше всего любил выпить чашечку чая по дороге


Вот эти большие теплоходы понравились больше всего

Теплоходов на причале очень много. У нас автобусов столько в автопарке нет.

Кондиционер в теплоходе на нижней (крытой) палубе.

Обогреватель в теплоходе на нижней (крытой) палубе.

Столики на нижней палубе теплохода. Удобно чай пить. Только надо успеть за 10 минут пути.

Диваны на нижней палубе теплохода.


Кресла на нижней палубе теплохода.
В общем, теплоходов много, все они разные, но все очень удобные.

А сколько удовольствия плыть по Босфору! Виды - супер! Кстати дорога на 10-15 минут в зависимости от точки посадки и высадки. 
Мы предпочитали теплоходы поземке (под Босфором есть и метро).




Есть и круизы по Босфору. Здесь уже цена 15-25 лир и время от 2 до 6 часов путешествия. 
Билеты уже продают в кассах на месте посадки на круизный теплоход.
Билетные кассы на круизы по Босфору прямо на причале.

Фуникулер и тоннель. Есть еще два интересных вида "трамваев". Здесь одна линия называется "Фуникулер", а вторая - "Тоннель". Это коротенькие подземки (500-700 метров), но везут они в гору под каким - то нереальным углом наклона горы, поэтому легче заплатить за эти пол-километра на транспорте, чем после целого дня на ногах пытаться забраться на гору. Мы жили как раз на Галатской горе, куда с двух разных сторон и вели фуникулер и тоннель. Принцип их работы совершенно другой. На горе установлено огромное колесо, на которое / с которого наматывается / разматывается трос, тянущий вагончик. Вагон всего один.
Фуникулеру уже 140 лет! Лентяи появились давно ;)

На остановке есть макет фуникулера.
На схеме видно Галатскую башню. Подсветка включается вечером)))

А вот здесь на макете виден и угол наклона горы.
История строительства в фотографиях прямо на остановке

На остановке Тоннеля

А теперь внимание! Обратите внимание на пол вагона тоннеля. Он весь под углом. Потому что угол наклона подъема в гору такой, что во время подъема просто все скатывались бы в конец вагона или висели на поручнях.
Пол вагона по отношению к остановке. Остановка параллельно земле)
  
Потолок вагона (видно над дверью) под углом, как и поручни верхние

Внутри вагон состоит из нескольких ярусов. Проход по ступеням.

А вот как видно угол наклона вагона на остановке



Угол наклона видно по плоскости установки дверей относительно крыши вагона и платформы


А это сам механизм - огромное колесо с тросом, которое вращаясь и приводит в действие сам вагон.

Механизм на верхней станции тоннекля за стеклом - можно наблюдать за работой.


В общем, транспорт в Стамбуле многогранный, его много, даже очень. Мне показалось, что машин меньше, чем общественного транспорта. Транспорт удобный, комфортный, охватывающий полностью по крайней мере центральную часть города. Кстати, это первый город, где поезд метро идет прямо в аэропорт. То есть, доехать из аэропорта до центра можно на метро за 2 лиры! Вот это удар по таксистам! ;) А мне понравилось!




Оглавление

Комментариев нет:

Отправить комментарий